25 декабря день памяти схиигумена Митрофана (Мякинина)

             (14.09.1902-25.12.1964)

Схиигумен  Митрофан известный подвижник благочестия, человек великой духовной высоты.Он пережил гонения, ссылку, но испытания не сломили его, а лишь укрепили в нем пламенное желание служить Богу и людям.

Родился он 14 сентября 1902 года в семье Михаила и Дарьи Мякининых в деревне Марьевка  Щученского  (ныне Панинского) района. При рождении ему дали имя Никита. Всего детей в семье было четверо. Родители были верующими и всем своим детям привили любовь к Господу. Мать еще маленького младенца Никиту носила на руках в Церковь св. Андрея, Христа ради Юродивого, которая находилась в селе Михайловка.

Когда мальчик подрос, он стал бегать в храм без родителей.

Никита отличался от других детей: он не ел мяса. Мать даже водила его в больницу. Но никто не мог дать вразумительный ответ на этот вопрос.

Мальчик рано лишился матери. Мачеха его не баловала, а когда он убегал в церковь, то ругала. Но Никита находил малейший повод, чтобы ускользнуть: литургия ли служится, венчание ли, отпевание — он неизменно старался быть в храме. Именно службы храмовые, церковное чтение и пение — все эти чинопоследования заменили мальчику материнскую ласку и любовь, которых он был лишен.

С раннего детства, как и все крестьянские дети, Никита помогал родителям по хозяйству. В детстве он почти никогда не играл со своими сверстниками, часто был замкнут, молчалив и не любил излишнего шума и суеты. За это его дразнили «попом». Но с некоторыми из детей он все же дружил — чаще всего они играли «в церковь». Девочка Луша (впоследствии монахиня Геронтия) всегда читала и пела, а Никита, как диакон, возглашал.

Люди замечали в мальчике рассудительность не по годам, уже в детские годы он отличался какой-то особой прозорливостью. Одна из теток батюшки рассказывала, что уже тогда к юному Никите обращались люди с вопросами о том, как поступать в делах житейских.

Образование он получил в сельской приходской школе. Научившись читать и писать по-славянски, начал помогать читать и петь на клиросе.

При присущей Никите с детства внутренней сосредоточенности не лишен он был и чувства юмора.

Когда мальчик повзрослел, его взял к себе в Воронеж родной дядя Максим. Уже в те годы Никита очень полюбил читать духовные книги, особенно жития святых. Позже начал посещать святые места. Киево-Печерская Лавра навсегда покорила сердце юноши, вызывая потом глубокие сердечные переживания при одном только воспоминании о ее духовной мощи и красоте. Там он познакомился с Лаврским монахом Ксенофонтом, будущим схиигуменом Кукшей, преподобным Одесским, почерпнув от него много полезного. До самой своей кончины он был с ним в духовной дружбе — ездил к нему, посылал к старцу своих духовных чад.

Мирская  жизнь  со своей тщетностью и суетой с детства не привле­кала Никиту, и он решил посвятить себя подвигу — монашеству. Он искал в этой жизни — жизни вечной — всего того незыблемого, которое никто и никогда не поколеблет. Приняв решение стать монахом, юноша отправился в Киево-Печерскую Лавру. Но здесь его не приняли, так как уже началось явное гонение на этот монастырь, и Никита поступил в Нило-Столобенскую пустынь послушником.

Монастырь этот являлся образцом иноческого быта. Находился он на острове озера Селигер в Тверской губернии. Имел в то время завидное хозяйство: промыслы, рыбные ловли и пр. С усердием юный подвижник стал выполнять все послушания, но радость его была недолгой — монастырь закрыли, а монахи разбрелись кто куда. Никита снова вернулся в Киев. Много различных скорбей довелось претерпеть ему в это время, но этот период жизни дал и неизмеримое богатство — духовную крепость, которая давала силы и надежду в эти годы вынужденной окружающей бездуховности и гонений на все православное. В Лавре он часто посещал пещеры и молился  у мощей святых угодников печерских, просил помощи и заступничества в нелегкой борьбе с искушениями и страстями. Послушник Никита слезно молил Господа указать ему истинный путь.

В Киеве от духовного отца Анатолия Никита принял постриг в монашество с именем Серафим. Вскоре он познакомился с владыкой Антонием (Абашидзе). Это был мудрый старец, архиерей, живший на покое. Он жил вблизи Киево-Печерской Лавры, и народ ехал к нему за духовным рассуждением и наставлениями. Он умер перед войной, но через всю жизнь наш батюшка пронес светлые воспоминания о встречах с владыкой.

Через некоторое время монах Серафим вернулся на родину. Он устроился клитором в родную церковь Андрея, Христа ради юродивого в Михайловке Панинского района — стоял за ящиком и продавал свечи. Время было тяжелое — пешком, по разбитым дорогам, в грязь и под палящим солнцем — отцу Серафиму приходилось ходить за свечами в Воронеж, преодолевая с грузом за плечами более ста километров. По- видимому, именно тогда, в долгих переходах, начал овладевать юный монах Серафим тайнами Иисусовой молитвы, которая впоследствии даст ему силы и мужество превозмочь многие трудности этой суровой жизни.

Дома из-за мачехи жилось нелегко. Ходил постоянно впроголодь, недосыпал, не мог даже отдохнуть.

Через некоторое время архиепископ Захарий рукоположил монаха Серафима во священники. Произошло это в Успенском адмиралтейском храме г. Воронежа.

В 1934 году отца Серафима арестовали. А 10 февраля 1935 года было вынесено постановление Особого Совещания при НКВД СССР: «Мякинина Никиту Михайловича… направить первым отходящим этапом в г. Караганда» в КАРЛАГ с предписанием «взять на особый учет». Отбывал срок до 15 апреля 1938 года.

Лагерный быт был невыносим: работа на износ, плохая еда, жестокость начальства, зверства уголовников.

Батюшке вначале было очень трудно, но однажды он сказал сам себе: «А чего ты унываешь? Ты в монастыре: начальник лагеря — это игумен, а все заключенные — это монастырская братия и насельники. Сигнал на работу — братия пошла на послушание. Сигнал на обед — братия в трапезную пошла. И стало совсем хорошо». После трехлетней ссылки, в 1938 году, отец Серафим был освобожден из заключения.

Гонения на верующих все более ожесточались. У батюшки не было ни работы, ни документов, ни крова, он скитался как нищий. Никто из родственников, даже брат, его не принял.

Чашу страданий батюшка испил сполна. Он постоянно скрывался от властей.

Приютила его матушка Акулина в своем маленьком домике в селе Курлаки. Ютился он на чердаке или в вырытой под полом яме. Отец Серафим решил уйти в затвор. В это время у него открывается дар прозорливости. Он помогает всем, кто приходит к нему.

Часто батюшке являлись усопшие, которых не проводили в миро иной по православному обряду. Они называли свои имена, указывали место погребения и просили отслужить по ним панихиду, помолиться за них.

Прошло время, батюшка вышел из затвора, стал работать в больнице.

Вскоре про отца Серафима узнал архиепископ Иосиф и дал ему приход в селе Холмы Панинского района. Но здесь он прожил совсем мало. Вскоре батюшку перевели в церковь Михаила Архангела в селе Ячейка, где он прослужил 11 лет

Не раз молитвы батюшки спасали людей и от душевных и от физических страданий.

Отец Серафим узнал дату своей смерти за год и рассказал об этом своим ученикам. Они были в недоумении, но согласились выполнить все его просьбы.

Перед смертью батюшка заболел. Последнюю службу он служил 25 июля 1964 года. Причастившись, вышел в тот день со Святыми Дарами на амвон, но причащать людей уже не смог и ушел обратно в алтарь. Его отвезли в Воронеж к отцу Николаю (Овчинникову). Он поставил следующий диагноз: рак печени, жить осталось 2-3 месяца.

Сначала батюшка находился в Воронеже, потом на короткое время его увезли в Пады (Панинского района) потом обратно в Воронеж. Отец Серафим почти ничего не ел, только изредка пил молоко. Цвет его лица был желто-зеленый.

Перед смертью отец Серафим принял схиму с именем Митрофан в честь святителя Митрофана Воронежского.

Умер батюшка 25 декабря 1964 года. Отпевали его в Покровском кафедральном соборе в Воронеже. Гроб, обитый черным материалом, всю ночь стоял в церкви. Живая очередь выстроилась из людей, желавших подойти к гробу, проститься.

Похоронили батюшку по его завещанию в селе Михайловка, недалеко от церкви.

 

Самые известные публикации, посвященные Схиигумену Митрофану:

 

 

— «С любовью к людям» книга, изданная Задонским Рождество-Богородицким мужским монастырем в 2005 году

— «С Крестом и Евангелием» книга, изданная Задонским мужским монастырем

— статья доктора исторических наук О.В. Кириченко в журнале «Традиции и современность»,

— «Женское православное подвижничество в России» книга О.В. Кириченко

— «Мичуринская подвижница схимонахиня Серафима (Белоусова)» книга, изданная Тамбовской епархией в 2009 году

— несколько номеров журнала «Задонский паломник»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *